Врач и краевед из Санкт-Петербурга Михаил Морозов, в газетных фондах прошлого столетия отыскал интересные подробности развития судоходства на реке Ишим:

Листая ежедневную общественно-литературную газету «Приишимье» столетней давности (№82 от 30 мая 1913 года, Акмолинская область) в Газетном фонде Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга я наткнулся на такую заметку:

К вопросу о судоходстве на реке Ишим

«Весной 1912 года крестьянин Домников проплыл на моторной лодке по реке Ишим от Петропавловска до города Ишима! Допуская возможность судоходства на этой реке, он обратился с докладной запиской по этому вопросу в министерство путей сообщения, прося ссуду на приобретение парохода и баржи.

В то же время господин тобольский губернатор проплыл на пароходе вверх по течению Ишима от устья до села Абатского. Министерство предложило губернатору представить доклад по вопросу о судоходстве Ишима.

Вследствие всего этого 8 мая в городе Ишиме было созвано совещание под председательством советника губернского правления господина Виноградского из представителей разных ведомств (гос.имуществ., акцйизного, переселенческого и др.), торговли и промышленности с участием городской головы, директоров банков (городского и русского для внешней торговли) и представителей водных мельниц, как стороны страдающие, всего 25 человек. На совещании было поставлено три вопроса.

  1. Признаёт ли совещание желательным судоходство по реке Ишиму? Собрание, считая всякий путь сообщения фактором экономического развития края, признало судоходство по Ишиму желательным.
  2. На какие грузы и в каком количестве может рассчитывать будущее судоходство по Ишиму, покроются ли затраты на оборудование реки доходами, которые сможет оно получить? При разрешении этого вопроса собрание имело ввиду: а) открытие великого северного пути (по мнению собрания – это вопрос времени) и б) возможное открытие водного пути, соединяющего Обь с Волгой.

Обсудивши вопрос, собрание пришло к заключению, что судоходство по Ишиму, при условии открытия северного водного пути, помимо того, что окупит расходы по оборудованию реки и получит доход, окажет оргомное влияние на экономическую жизнь Ишимского края и Акмолинской области, так как возможность обоим хлебородным районам дешевле экспортировать за границу хлеб и масло.

Не будет ли ущерб населению значительнее благ, ожидаемых от судоходства? Выяснив с одной стороны, всё увеличивающееся распространение мельниц с паровыми и нефтяными двигателями, а с другой – что население всё чаще прибегает к услугам последних, не смотря на то, что ценаза помол на них выше на 3-4 копейки. Собрание и здесь пришло к единогласному заключению, что судоходство по Ишиму только желательно. О результатах совещания будет сделан доклад и представлен табольскому губернатору.»

«Министерством путей сообщения командирована партия техников для обследования среднего и нижнего течения реки Ишима. Обследование, главным образом, имеет целью выяснить, насколько возможно судоходство от Петропавловска до устья реки Ишим», — писала газета «Приишимье» в № 101 от 22 июня 1913 года в статье «Местная жизнь. Судоходство по реке Ишим»

Не может быть сомнения в том, что во время весеннего разлива судоходство возможно, если будут снесены мельничные плотины, которые в настоящее время не имеют того экономического значения, как раньше, так как крестьянские и общественные мельницы уже устраиваются с нефтяными двигателями. Необходимо будет обставить фарватер условными знаками, что необходимо для свободного плавания судов.

В целях экономического поднятия края и для развития сельского хозяйства и промышленности, более необходимо обследовать верхнее течение реки, т.е. от Акмолинска до Петропавловска. По среднему течению реки можно ожидать только сплав хлебных грузов, требующих более дешевого тарифа и отчасти лесных материалов. Большой сплав грузов может дать только с верхнего течения реки, т.е. от Акмолинска до Петропавловска, где Ишим протекает по самой скотоводческой и земледельческой местности и, кроме того, богатой ископаемыми. Почти по всему течению реки Ишим имеются громадные залежи каменного угля, строительного камня и леса, которые или совершенно не эксплуатируются, или эксплуатируются в очень слабом виде, так как доставка их сопряжена с большими расходами.

Дороговизна доставки создает то ненормальное положение, что каменный уголь привозится со станции Судженки, строевой камень — из Челябинска и строевой лес – из Тюмени и стоит в Петропавловске больших денег. С другой стороны, вверх по Ишиму будут доставляться в глубину степи все необходимые товары, что создаст оживление в местном коммерческом мире, которое со временем принесет самые лучшие результаты в деле развития промышленности нашего края, где производительной промышленности почти нет. Все эти данные ясно говорят за то, что не только не следует произвести обследование верхнего течения реки Ишима, но необходимо шлюзовать, чтобы во время навигации возможно было свободное судоходство.