Говоря об истории, нельзя не упомянуть о таком любительском (а зачастую уже и профессиональном) направлении, как историческая реконструкция.

Историческая реконструкция — обобщенное название субкультуры, образованной вокруг одноименного раздела исторической науки. Разумеется, чем дальше идет её развитие, тем большее количество ответвлений и направлений появляется. Например — историческое фехтование, но границы довольно размытые, ибо обычно и тем, и другим занимаются одни и те же люди. Разница обычно непосредственно в формате мероприятий.

Второе значение слова «реконструкция» — это максимально достоверное материальное / графическое / художественное воссоздание того или иного древнего предмета, основываясь на изобразительных, литературных или материальных источниках. Причем обычно реконструируется предмет в том виде и состоянии, в каком он находился на момент, когда он предположительно был новым. Т.е. по остаткам пластин воссоздается доспех полностью.

Обычно реконструируется полностью комплекс доспеха и вооружения (КДВ) или комплекс костюма и аксессуаров (ККА), и ценится принадлежность этого КДВ/ККА одному и тому же историческому персонажу. В сборных же комплектах действуют определенные правила, например временной разброс отдельных предметов между собой не должен превышать 50 лет, а географически — 1000 км.

Каждый отдельно взятый элемент комплекта обязательно должен иметь первоисточник — археологическую находку, средневековое изображение, словесное описание в летописи. В производстве таких костюмов и доспехов строго запрещены современные материалы — легированная сталь, синтетические ткани, кожзаменитель и т.д.

Комплекты доспехов и кадры с исторических фестивалей

Помимо доспехов и костюмов реконструируются практически любые исторические предметы — например фрагменты крепостных стен, жилища, предметы интерьера и быта. Такой виде деятельности обычно обозначается термином «Living History» («Живая История»). В виду своей разноплановости, «Living History» — наиболее реалистичный раздел исторической реконструкции. В воссоздании комплектов доспеха и костюма, предметов быта и пр. основной упор делается на максимальную приближенность к историческим аналогам.

В отличии от Исторического средневекового боя, бои на оружии в Living History идут не в полную силу и не несут за собой спортивных целей, поскольку в виду соответствия доспехов выбранной эпохе зачастую отсутствуют те или иные защитные элементы. Например латные перчатки, защита лица.

Большинство мероприятий Living History носит показательно-демонстрационный характер и настроены на зрителей. Главная цель таких выступлений — образовательная, дабы обычные граждане «прикоснулись» к истории и имели более полное представление о той или иной эпохе.

Поэтому на мероприятиях отображены не только батальные сцены, но и вполне мирная средневековая жизнь. Зачастую туристы могут беспрепятственно зайти в специально отведенные для демонстрации шатры, перекусить в практически средневековом «кабаке» и пострелять из лука по мишеням, под присмотром инструктора.

Экспериментальная археология

Стоит выделить в отдельную сферу деятельности так называемую экспериментальную археологию. Археологический эксперимент — это в первую очередь один из методов получения научных данных археологами. Внешне это может выглядеть не так эффектно, как исторический фестиваль реконструкторов, но ученые за внешней эффектностью и не гонятся. Их цель — понять на практике технологические нюансы древних ремесел, трудо- и времязатраты.

Глобальная разница — в исторической реконструкции важен финальный результат, поэтому могут применяться современные инструменты и технологии. В экспериментальной археологии важен сам процесс, поэтому инструменты применяются такие же исторические.

Экспериментальная археология в энеолиитческом поселении Ботай и скифском городище «Ак-Ирий»

И третий смысл термина «историческая реконструкция» — это воспроизведение тех или иных исторических событий. Например — масштабная реконструкция Бородинской или Грюнвальдской битвы. И в этом смысле не стоит путать с реконструкцией битвы обычный спортивный «бугурт», в котором первоначальная цель — это физическая победа над командой противника, согласно установленным правилам. Хотя для зрителя со стороны и то, и другое — «две группы людей в доспехах бьют друг-друга».

Обычно термин «историческая реконструкция» употребляется в единственном числе — «Петя занимается исторической реконструкцией. Петя — реконструктор. Будь как Петя.» И уж очень режет слух это «занимается историческИМИ реконструкцияМИ», которые так любят журналисты. Раздражает примерно так же, как и «занимается историческиМИ бояМИ», потому как смежный с реконструкцией вид спорта — исторический средневековый бой — как термин сформировался так же, как и «армейский рукопашный», но ведь никто не говорит «Спецназовец Миша занимается армейскими рукопашными боями». Согласитесь, неблагозвучно?

Кстати, о боях и фехтовании

Существует несколько стандартов правил проведения поединков и групповых боев на небоевых репликах исторического оружия. Самым популярным на данный момент является так называемый «Исторический Средневековый Бой»:

Исторический Средневековый бой (ИСБ) — это полноконтактное боевое единоборство, главной целью которого является победа над противником. По факту, ИСБ — наиболее приближенное к спорту направление исторической реконструкции. Как и в других боевых видах спорта, поединки проводятся на ринге и решения о победе принимает судейская коллегия — главный судья (маршал) и 2 (4) боковых судей.

Историческое фехтование и исторический средневековый бой

Главным отличием ИСБ от привычных нам боевых искусств — это применение в качестве спортинвентаря НЕбоевых реплик средневекового оружия, лишенных основных поражающих элементов своих исторических аналогов — заточки острия и лезвия, и таких же реплик средневековых доспехов в качестве защитной экипировки. В качестве основных типов типов принято использовать копии доспехов 13-15 веков, распространенных в Европе, на территории Руси и на территории бывшей Золотой Орды (т.н. «Степь»).

Самое главное требование к экипировке в ИСБ — это полная безопасность участников турнира, поэтому разрешены элементы современной защитной экипировки, при условии что они закрыты одеждой.

Не смотря на свое название, Исторический Средневековый Бой фактически является одним из самых молодых контактных видов спорта. Появился он буквально лет 10 назад, отделившись от более старого и привычного Исторического Фехтования (боевого раздела Исторической Реконструкции).
Суть преобразований заключается в расширении арсенала ударов и приемов, используемых в бою. В ИСБ, помимо ударов мечом, стали разрешены удары ногами, коленями, локтями, торцом щита, кулаком, борцовские приемы (в историческом фехтовании все это было под запретом). Удары наносятся в любые части тела, с небольшими ограничениями — глаза, горло, пах, шея, суставы.
Исторический Средневековый Бой — довольно распространенный вид спорта, последние 7 лет проводится официальный Чемпионат Мира по ИСБ «Battle of the Nations», в котором участвует ~30 национальных сборных. Организатор — «Historical Medieval Battle International Association» (HMBIA).

Работа с детьми:
«Ак-Ирий»
Музей
ДСК «Высота»

В целом, историческая реконструкция несет в себе только положительные аспекты. В отличии от других любителей истории, реконструкторы подкрепляют теоретические знания практикой, а в отличии от других «любителей-практиков» — «черных археологов» — не причиняют ущерба археологическим памятникам и не ставят целью коллекционирование (или тем более — материальную выгоду), а лишь берут из археологии научные данные для своей работы. Для многих реконструкторов это еще и творческая реализация — кузнецы, швеи, гончары, сапожники из года в год оттачивают свое мастерство и создают реально шедевры.

Ну и, разумеется, своими показательными выступлениями исторические клубы положительно влияют на популяризацию истории и повышение престижа исторической науки.

Инфографика* реконструированных комплектов степных доспехов
на примере участников клуба «Легион»

*упрощенный исторический паспорт

Реконструкция золотоордынского конного воина (12-14 вв.). Шатровый шлем с личиной, ламеллярный доспех, наручи, поножи, стеганая поддоспешная одежда, сабля. Спортивно-бугуртная адаптация для исторического фехтования. По материалам раскопок у Липовца, Ковали, Каирки и пр. и средневековых миниатюр, в частности персидского произведения «Шах-наме». Прорисовки М.В. Горелика, Ю.С. Худякова, А.Н. Кирпичникова, А.И. Соловьева. Графическая реконструкция внешнего вида кочевника 12-14вв. по сохранившемуся черепу, автор — С.О. Горбенко.

Реконструкция золотоордынского воина (13-15 вв.) — наиболее популярный вариант. Сфероконический шлем с бармицей, монгольский бригандный доспех «хутангу дэгель», щит, сабля, палица (шокпар), в качестве поддоспешного халата для усиления защитных качеств — стеганый панцирь (применялся как самостоятельный доспех). Спортивно-бугуртная адаптация для исторического фехтования. Шлем усилен скрытой защитой лица и шеи (под бармицей). По материалам раскопок у с. Каирка и раскопок в Туве, средневековых миниатюр, в частности персидского произведения «Шах-наме». Фото шлемов из музея замка Вавель и Эрмитажа, рисунки различных разновидностей этого типа шлемов (преимущественно Иран 13-14 вв.). Боле поздний сфероконический шлем из экспозиции Северо-Казахстанского историко краеведческого музея (для примера). Прорисовки М.В. Горелика, Ю.С. Худякова. Авторы графических реконструкций — К.С. Ахметжан и А.И. Соловьев.

Реконструкция среднеазиатского воина Эпохи Тамерлана / Тимура (14-15 вв. Но и позже были подобные доспехи). Тюрбанный шлем, бахтерец, чуть более поздний стальной щит-калкан, казахская шашка (селебе), стеганый чапан. На сопутствующих фото — графические реконструкции авторов: вверху-справа — Хосе Даниэль Кабрера Пенья (Испания), внизу-слева — Бадамханд Ганбат (Монголия). На остальных фото — аналогичные доспехи из разных музеев и антропологическая реконструкция внешности Тамерлана работы Михаила Михайловича Герасимова.

Реконструкция казахского воина 17-19 века: мисюрка, стеганый чапан, кольчуга, фитильное ружье (кара-мылтык). Автор графической реконструкции — К.С. Ахметжан. На этнографических фото — среднеазиатские и кавказские воины и охотники в подобном снаряжении.