«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», сказал давным-давно А.Пушкин. Не от этого ли «учились как-нибудь» в головах наших современников иногда рождаются странные идеи?

Вот, казалось бы, все понятно: археологи на Алтае раскопали курган, нашли в нем удивительное захоронение, позволившее узнать что-то новое о людях, живших в этих горах 2500 лет назад. Радоваться надо бы так же, как радуются ученые: открыта еще одна страничка истории человечества. Так нет же! Всегда находятся мудрецы, считающие себя более умными, чем профессора и академики. Они что-то где-то о чем-то слышали, а что-то придумали сами и начинают жонглировать словами «духи», «сакральный», «принцесса», «мать народа». Откуда они все это взяли? Как могут доказать, все эти утверждения? А никак! Они же мудрецы, шаманы, хранители… чего-то такого непонятного. Это профессора пусть доказывают, делают углеродный и генетический анализ, опираются на свои знания и открытия коллег. А мы брякнем в бубны и потребуем особого отношения к находке … и к себе тоже.

Но обо всем по порядку. На высокогорном плато Укок на юге Алтая, неподалеку от границы с Китаем, в 1993 году новосибирские ученые обнаружили захоронение молодой женщины. Сразу скажем, это было не первая находка в этих местах. Еще в середине 19 века первый исследователь Алтая и Казахстана Радлов находил и описывал курганы и плато Укок. Он так же изучал языки и фольклор народов, живущих и кочующих в регионе, и не только немногочисленных алтайских племен, но и киргиз (казахов), уйгур и сибирских татар. Он описал эти народы, из фольклор и языки и создал теорию этногенеза задолго до Л.Н.Гумилева, которого у нас почитают по заслугам.

Сенсационная находка, прославившая Укок на весь мир, была сделана летом 1993 года. Молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак в обычном в этих местах кургане нашла погребение воина, причем явно давным-давно ограбленное. Черные копатели всех времен и народов интересуются не историей. Они ищут в курганах золото, а железные, деревянные или кожаные раритеты, столь ценные для науки, их не интересуют. Здесь тоже было все как обычно. Таких же курганов на плато было более 20. В основном уже разграбленных или давно изученных археологами.

Раскопки шли к завершению. Но Наталья Полосьмак обнаружила, что под вскрытым верхним погребением есть еще и нижнее. Туда прошла вода, а образовавшийся лед сохранил его содержимое в первозданном состоянии. Очень осторожно археологи приступили к раскопкам и нашли богатейшее захоронение. Во льду хорошо сохранился деревянный саркофаг, забитый бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В нем на подстилке из черного войлока лежала мумия женщины. Прекрасно сохранилась вся ее одежда: шелковая рубаха, шерстяная юбка, плетеный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Поражал воображение парик женщины — сложная конструкция из высокого деревянного каркаса, конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка. В ней переплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон – хранитель золота и отар овец, главного богатства кочевников во все времена. В кургане нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра, зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц. Рядом с камерой были погребены и шесть оседланных коней в богатой сбруе.

Такого богатого погребения на Алтае не находили давным-давно. С огромными предосторожностями мумия и прочие находки были извлечены из кургана и перевезены в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии. Началась кропотливая исследовательская работа.

Археологи определили, что погребению около двух с половиной тысяч лет, то есть женщина жила в середине I тысячелетия до нашей эры. Ученые предположили, что она относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов или шаманов — «избранников духов». О чем и было сказано в первых интервью археологов.

С этого момента реальная история приобретает оттенок чертовщины. Почти сразу после сообщений в прессе о находке пошли слухи среди местного населения, затем и публикациях СМИ, что на плато Укок найдена прародительница алтайских народов, хранительница и защитница алтайской земли. В этих разговорах нашли отражение легенды и сказки, возможно, записанные еще в 19 веке исследователем нашего региона В.В. Радловом. В некоторых из них говорится, что именно в горах Алтая находится один из слоев Небес, где живут Сыны Неба. Они якобы иногда вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями — несомненно, алтайцы. И, конечно же, тут же в современных городах нашлись потомки Сынов Неба. Обычно из тех, кто «учился чему-нибудь и как-нибудь», из бывших комсомольских вожаков и парторгов. Ведь в 90-е годы многие из них в плане идеологии развернулись на 180 градусов и превратились в целителей, шаманов и других представителей нечистой силы. Они стали утверждать, что всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кадын, но не смели тревожить ее священный сон. Вот, оказывается, почему они молчали, когда их непросвещенные сородичи грабили курганы!

Началось нечто фантастическое. Обвешанные бубнами, шкурами и перьями шаманы стали совершать на плато языческие обряды, собирая там толпы любопытных. К чести истинных хранителей древних традиций народа, далеко не все жители алтайских селений поддерживали то, что стало происходить в Горно-Алтайске. А там любое происшествие – природное ли или техногенное — отныне объяснялось тем, что археологи побеспокоили «принцессу». Реки ли Алтая разлились и затопили дачи, произошло ли очередное землетрясение, град ли обрушился на поля гречки или перевернулся автобус – все это, оказывается, «гнев Алтайское принцессы». И ничего, что царей — королей в горах сроду не водилось, а значит, не могло быть и принцесс. Как ни утверждали археологи, что не существует никаких объективных доказательств тому, что усопшая была когда-то принцессой, именно такой статус ей присвоили современные алтайцы.

Тем временем ученые Сибирского филиала Института истории и археологии РАН, стараясь не обращать внимания на взятые с какого-то потолка «научные открытия» шаманов и чиновников и шум в прессе, продолжали изучать редкую находку. Оказалось, покойной было лет 30-40, а это преклонный для того времени возраст. Умерла «принцесса» как обычная женщина – от рака груди. Ее одежды не так уж и богаты. Разве что шелковая рубашка привлекла внимание – такая ткань на Алтае не производилась, ее привезли откуда-то. Украшения, кроме золотых серег, в основном из дерева, покрытого тонкой золотой фольгой.

Ученые опирались не на легенды и сказки, где, как известно, можно встретить ведьм, русалок, Змея Горыныча и разных других чудищ. Был произведен современный генетический анализ, который показал, что женщина вовсе не является праматерью современных алтайцев. Попросту – у нее европейские гены. А когда по черепу восстановили облик «праматери Кадын», оказалось, внешность «принцессы» тоже европейская, а не монголоидная, как у алтайцев.

Оригинальность «Принцессы Укок» только в том, что она прекрасно сохранилась в ледяной линзе. Даже все татуировки ясно видны. Мумии находят довольно часто. Такую же красавицу, найденную на барегах Иссыккуля, давно хранят в республиканском музее Кыргызии. Она тоже в хорошо сохранившейся желтой шелковой рубахе. На остальное смотреть мало приятно – скрюченные почерневшие от времени кости. В разное время на севере Китая тоже находили целые кладбища вовсе не узкоглазых китайцев, а людей, похожих на «Принцессу Кадын» — со светлыми волосами и большими «европейскими» глазами. Вспомним описание внешности Чингисхана, который, согласно письменным источникам, тоже был рыжим и зеленоглазым. Изредка среди казахов и алтайцев тоже встречаются люди такого типа и считаются очень красивыми.

Археологи пришли к выводу, что «замороженная дама» принадлежала к одному из сарматских племен, которые 2-3 тысячелетия назад кочевали в этих регионах. О них знали и писали в своих трудах еще древнегреческие историки, например, Геродот.

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим кочевым племенам. А скифские курганы, в которых хоронили не только знать, но и рядовых граждан, буквально, набиты золотом. Если не разграблены. Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть золотом. Оно было не столько символом богатства, сколько символом огня, солнца и вечной жизни. Золото скифов хранится во многих крупнейших музеях мира, например, в Эрмитаже, в Крыму и на Украине, а теперь и в Казахстане, где найдено уже три «Золотых человека».

Однако, несмотря на все научные данные и разумные объяснения археологов «общественность Горного Алтая» продолжала протестовать и требовать возвращения «Принцессы Кадын» на место. Иначе, угрожали новоявленные шаманы, будет разгул стихии по всей стране. Археологи обещали вернуть мумию сразу после того, как закончат описание раритетов, найденных в кургане на плато Укок. И слово сдержали. Через 20 лет, после митингов и скандалов. В 2013 году «праматерь алтайского народа» в специальном контейнере, где поддерживалась нужная температура и влажность, на вертолете была отправлена в Горно-Алтайск. И тут выяснилось: «вернуть на место» вовсе не значило — отвезти мумию на плато Укок, захоронить ее в кургане, залить водой и снова заморозить. «Принцессу» поместили в специальном помещении, пристроенном к музею, за которую затратил огромную сумму …Газпром. Оказалось, за время споров о судьбе мумии был решен вопрос о строительстве нефтепровода в Китай. Часть его должна пойти через Алтай. Чтобы утихомирить разбушевавшуюся «общественность», нефтяники затратили огромные деньги на реконструкцию музея и пристройку к нему «дома праматери алтайцев».

Татуировки «Алтайской Принцессы»

На плато Укок началось паломничество сначала диких туристов. Ведь Интернет наполнился рекламой «удивительного сакрального места на плато Укок», где была найдена «Принцесса Кадын». Теперь туда везут любознательных граждан, чтобы они могли погулять среди камней, «подпитаться энергией и излечиться от всех своих немощей». Алтай, конечно, край удивительный, а на туристическом бизнесе многие пытаются делать деньги. Но зачем же забивать людям головы разной мистикой?! Видимо, «Праматерь Кадын» и в самом деле успокоилась, больше не гневается и не возражает, чтобы ее потомки, пусть и мнимые, зарабатывали на ее имени. Впрочем, наводнения и землетрясения по-прежнему случаются на Алтае и после водворения мумии в витрину музея. Последнее – совсем недавно, 27 октября. Тогда «старейшины» вдохновляются и снова развивают бурную деятельность, требуя то отправить «Принцессу Укок» обратно в горы, то приодеть ее. «Нельзя же держать свою мать голой на обозрение всем»!

Гневом «Алтайской принцессы» оказалось удобно объяснять не только стихию, а даже мировой кризис в экономике, рост цен и теракты в Африке.

Такая вот всемогущая мумия два с половиной тысячелетия покоилась в ледяной глыбе высоко в сейсмоопасных горах. Она даже на результаты выборов влияет! Перед очередными выборами оживляются не только шаманы и старейшины, но и кандидаты в депутаты. Все они наряжаются в старинные шубы и начинают особенно рьяно пугать электорат гневом «Алтайской принцессы», если они получат мало голосов. Многие обещают выполнить чаяния народа и вернуть мумию в курган. Это ведь такая же важная проблема, как у нас переименования городов»! Обещают, похоронят «праматерь» — и наступит на Алтае, да и во всем мире тоже, всеобщее счастье. Может, даже безработица уменьшится, а пенсии и зарплаты вырастут.

Дурные примеры заразительны. Казалось бы, в светском Казахстане, ставшем известным историкам всего мира своими находками нескольких «золотых гробниц», еще более богатых, чем алтайские, невозможен такой разгул мистицизма и суеверий. Все-таки у нас в стране довольно высокий уровень светского и религиозного образования. Казалось бы, нет места язычеству и мистицизму. Однако…

Алтайская леди. Автор реконструкции Т.С. Балуева

Вспомним, у нас было найдено четыре «Золотых человека». Они примерно современники «Алтайской принцессы» и, возможно, родственники. Первый «Золотой человек», самый знаменитый, ставший символом страны, был обнаружен в 1970 году близ Иссыка. Только там нашли не мумию, а более четырех тысяч украшений из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор «вождя саков». Этот первый «Золотой человек» на летящем барсе стал одним из национальных символов Казахстана.

Вторым «Золотым человеком», найденным в Казахстане и вошедшим в историю мировой археологии, принято считать вождя, останки которого нашли в 1999 году в кургане в Западном Казахстане.

«Алтайская Принцесса», антропологическая реконструкция.
Автор — Марсель Ниффенеггер, Швейцария

В 2004 году сенсацией стала находка третьего по счету «Золотого человека». Его нашла экспедиция в Восточно-Казахстанской области, где находится так называемый «царский» могильник» — кладбище родовых и племенных вождей древних кочевых народов, населявших огромную территорию современной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана в первом тысячелетии до нашей эры. Это о них писали древнегреческие историки еще в середине VII века до нашей эры: «Многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один глаз на прекрасном челе. У них косматые волосы, и они самые могучие из всех мужей». Правда, одноглазых «золотых царей и принцесс», как и их мумий, в наших курганах не находили. Зато какие замечательные доспехи из литого золота там оказались! Нигде в мире таких не находили!

Казалось бы, любуйтесь и гордитесь. Не тут-то было! Дурные примеры заразительны. В Восточном Казахстане, как и на Алтае, мистика тоже чуть ли не победила науку. Там местные жители сначала вроде бы не возражали против раскопок. Интересно же, что найдут археологи! Однако спустя несколько лет после извлечения праха «Сакского царя» из гробницы под влиянием шабаша вокруг «Алтайской принцессы» и публикаций в СМИ, женщины из ближайших к раскопкам трех сел стали жаловаться: «Погода страшно изменилась. Зимой вообще снегопад, бури. Теперь у нас давление. В деревнях стали рождаться слабоумные дети и скотина дохнет». Будто до раскопок в Восточном Казахстане зимой была африканская жара, никто не болел и джутов не случалось.

Иссыкский «Золотой человек»

Атырауский «Золотой человек», Сарматский вождь

Там тоже нашелся знаток «катаклизмов» — некто Айдын Егубаев. Он не шаман, давно живет в Алматы, но с восточно-казахстанскими духами явно общается, так как точно знает, чего они хотят от археологов, от партии «Нур Отан», правительства и телевидения. Инициативная группа Айдына Егубаева лет пять разъезжала по столицам и требовала защитить регион «царского могильника» от злых духов, якобы потревоженных археологами. Как и алтайская «общественность», Егубаев уверяет, что аксакалы (или все-таки духи?) ему сказали, что во всех наводнениях, засухе, неурожаях и даже в обрушении домов в Караганде виноваты то ли злые духи, то ли археологи. У нас есть такая привычка – ссылаться на аксакалов, забывая, что все они не жили 2,5 лет назад, а выросли в советское время, учились в школе, а некоторые даже в Высших партийных школах и университетах. Там их вроде бы не учили общаться с духами. Аксакалы, если они не были двоечниками, тоже должны бы знать историю родной страны, а не судить о событиях тысячелетней давности по американским фильмам типа «Мумия возвращается» и другим фантазиям киношников.

Чудеса у нас происходят, конечно, но совсем другие. После обрушения домов в Караганде прокуратура стала искать виноватых не среди злых духов, а среди нерадивых строителей. Но, на всякий случай, власти посоветовали подрядчикам пригласить священнослужителей и «почистить негативный участок», а одна из строительных фирм принесла в жертву барана.

Шиликтинский «золотой человек»

Каркаралинский «золотой человек»

И еще одно «чудо науки». Егубаев и его группа все-таки добились своего. Из Института истории и этнологии поступило сообщение, что решено захоронить останки третьего «Золотого человека» по просьбе, поступившей из министерства культуры. Старший научный сотрудник Айнагуль Исмагулова, сообщившая журналистам это решение, сердито добавила: на такой шаг ученые пошли в виде исключения. «Если мы всегда будем закапывать то, что мы раскапываем, у нас ничего не останется. В этих останках содержится важная историческая информация. Она по своему объему намного больше, чем письменные источники».

Археологи–вредители могут радоваться, что их вообще не сожгли, как в средние века их коллегу Джордано Бруно. Наши современники, они все-таки устояли и даже потребовали от организаторов захоронения обеспечить им доступ в гробницу, чтобы продолжить изучение праха сакского царя. Видимо, придется откапывать его, например, для написания диссертаций, а потом снова закапывать под присмотром злых духов и апашек с «давлением и головной болью».

На всякий случай сделана копия «Золотого человека» из Шиликтинского кургана. На нее потрачено порядка 17 миллионов тенге. Созданием копии занимался известный реставратор Крым Алтынбеков, реконструировавший знаменитого иссыкского «Золотого человека». Видимо, если ученых не станут пускать на раскопки, они станут работать с копией.

Хорошо живущим на Алтае и в ВКО! У них теперь не будет ни пыльных бурь, ни обрушений домов, перестанут болеет головы у женщин, рождаться слабоумные дети и не станут дохнуть бараны и сайгаки.

Поделиться:
Источник: http://history1752.su/na-altae-princessa/