Газета «Приишимье» №78 более ста лет назад, а именно 23 мая 1913 года писала, что в Петропавловске главы города крайне неграмотно подошли в вопросу мощения улиц битым камнем. Именно из-за такого способа, по мнению автора, лошади могут переломать ноги, а люди получить травмы, сообщает краевед Михаил Морозов, собирающий информацию в Санкт-Петербурге.
Местная жизнь. К мощению городских улиц
Отчасти уже было сказано в №75 о постройке мостовой, которая, так было сказано, не дает права рисовать красивых перспектив. Это наткнуло меня на интервью с инженером-строителем, который, будучи близко знаком с условиями мощения наших улиц, сообщил следующее.
Главная ошибка городского самоуправления заключается в том, что оно отнеслось к мощению улиц несерьезно и даже не позаботилось составить сметы на мощение другим, признанным более удобным для мощения улиц камнем, как например, булыжником или шведским искусственным камнем. Не позаботилось получить подобные сметы хотя бы от подрядчиков и не заинтересовало последних в таком весьма важном для города предприятии — как мощение улиц всего города.
Город, как видно, положил в основу кондицию мощения окружающих Петропавловск городов, в частности, омскую, с незначительным изменением. Опыт и практика давно уже показали, что мощение улиц битым камнем, как мостятся улицы у нас, не выдерживает самой легкой критики. Прежде всего, по такой мостовой совершенно невозможно будет ехать в свободных экипажах, придётся подвергаться ужаснейшей тряске. На таких мостовых лошади нередко ломают себе ноги, а седоки летят по воздуху.
Не говоря уже о Западе и больших городах России, в городах Поволжья и средней полосы России мощение битым камнем совершенно прекращено, как непригодное для езды. За последние пять лет в Москве применялось до 30 всевозможных систем и способов мощения улиц и после целого ряда опытов самым удобным, прочным и надежным оказалось мощение широких улиц и площадей искусственным шведским камнем. Узкие улицы более удобным оказалось покрывать толстым слоем асфальта с бетонным основанием.
Могут сказать, что такое мощение потребует и больших затрат. Разумеется, это мощение обойдется дороже, но если взглянуть шире, то эта дороговизна, относительно к мощению камнем, кажущаяся. Мощение битым челябинским камнем обойдётся еще дороже, так как он мягок, рыхл и скоро крошится. Следовательно, через некоторое время мостовую придется ремонтировать, на что потребуется большая сумма. Все это не предусмотрено «отцами» города. Однако, если бы наши «отцы» города хорошо обдумали задачу мощения улиц, то и при мощении битым камнем они могли бы найти более рациональный путь.
В 180 вёрст от города по реке Ишиму имеются великолепные залежи крепкого камня, доставка которого весной стоила бы сущие пустяки. Челябинский камень на месте стоит 18-20 руб. куб, который городу с доставкой на ст. Петропавловск обойдется до 70 рублей.
Уже многие городские самоуправления, в целях экономии, имеют свои каменоломни, что действительно дает им большую экономию. Почему бы не задаться этой мыслью и нашему городскому самоуправлению и брать камень с берегов Ишима. По приблизительному подсчёту, стоимость этого обойдется городу, включая все расходы — 35-40 руб. куб, т.е. дешевле на 30 руб. за куб. Наши городские деятели были настолько торопливы в деле мощения улиц, что даже все недостатки по мощению улиц в Омске не были замечены, а в них имеется целый ряд противоречий, вернее, они представляют сплошной суррогат.