В газете «Приишимье» № 95 от 15 июня 1913 года появилась статья, осуждающая положение дел в Петропавловске, которая сосредоточена вокруг менового двора и торговли, пишет Петропавловск news со ссылкой на краеведа Михаила Морозова, законспектировавшего в архивах Санкт-Петербурга статью «Местная жизнь. Штрихи».
Кажется, ни в одном городе, соединенном с культурными центрами страны железнодорожной линией, не наблюдается такой общественной спячки, какая наблюдается у нас. В других городах всё-таки теплится жизнь и общественная инициатива.
Ничего подобного мы не наблюдаем у нас, живущих в городе, где больше денежных мешков, чем интеллигентных людей, где крепко засела косная татарская «культура». В то время как мусульмане других городов стремятся к общественной деятельности, к культуре, строят школы, жертвуют огромные деньги на просвещение, наши Шамсутдиновы, Акчурины и прочие денежные тузы палец о палец не ударят для дела народного просвещения. Привыкшие к азиатскому быту и воплотившие в себе пережитки религиозного фанатизма, петропавловские богачи-мусульмане крепко держатся за те рычаги жизни, которые обеспечивают им экономическое влияние на рынке и рабство женщин.
Петропавловск, половина населения которого — татары строго «закала», не может жить кипучей культурной жизнью, не может дышать здоровой творческой атмосферой и не будет испытывать всей прелести общественного пробуждения до тех пор, пока над ними витает гнетущий чисто азиатский дух. Он заражает все здоровое, светлое, его косность принимает человеческую личность, а бесцеремонность, чисто азиатская бесцеремонность, убивает молодые побеги петропавловской мусульманской интеллигенции.
Где преклонит голову общественная инициатива в городе, когда всюду зияет пасть чисто азиатской косности? Какова может быть общественная деятельность в городе, в котором все чаяния и надежды населения сосредоточены около менового двора и бараньей шерсти? Здесь привыкли, в буквальном смысле, стричь, драть, плутовать, но не привыкли и не хотят жить сознательной жизнью.
Возьмите вы историю возникновения у нас средних учебных заведений, постройку водопровода, словом, всё лучшее, наше всё светлое, чем мы можем ещё гордиться. Разве всё это шло из недр желаний общества? Ничуть. Просто у кормила общественного управления случайно оказались энергичные и интеллигентные люди и шли «напролом» против господствующей азиатчины. Ушли эти люди, и культурная деятельность самоуправления замерла.
Теперь дошло до того, что например, открытие школ для населения подводят под какой-то вид добродетельности со стороны гласных Дум. Где выход из создавшегося положения? Он придёт сам, вместе с тем здоровым творческим элементом, который явится в город с проведением железнодорожной линии от Петропавловска до Акмолинска и Тобольска через Ишим. До устройства же этих культурных артерий мы долго ещё будем бессильными свидетелями присасывания человеческих умов к меновому двору и бараньей шерсти.